HeadHunter провел опрос среди соискателей, чтобы выяснить, как часто им предлагают «белые», «серые» и «чёрные» схемы оплаты труда
По результатам опроса каждый десятый кузбассовец на последнем или текущем месте получал зарплату полностью неофициально. Их число составило 10%. А вот лидером этого рейтинга стала Омская область с 20% сотрудников компаний с «черной» зарплатой.
При этом, «белую» зарплату регулярно или почти всегда предлагали только 59-ти процентам кандидатов. А вот 2% жителей Кемеровской области никогда не встречались с такими предложениями. И 37% участников опроса уверены, что «белые» зарплаты в последнее время работодатели стали предлагать заметно реже, чем пару лет назад.
Чаще других похвастаться полностью официальным заработком могут представители банковской сферы, «Науки, образования» и «Медицины, фармацевтики». А вот реже «белая» зарплата встречается в «Туризме, гостиницах, ресторанах», «Продажах» и маркетинге.
На вопрос о важности «белой» зарплаты соискатели в этом году отвечали менее категорично, чем два года назад. Если в 2016 совокупная доля тех, кому важно, чтобы зарплата была полностью официальной, составляла 81%, то в 2018 году она составила 76%. И наоборот, доля тех, кому неважна «официальность» зарплаты выросла — с 17% до 22%. Наибольшая доля соискателей, которые не считают «белую» зарплату важной при трудоустройстве, оказалась в сфере «Искусства, развлечений, масс-медиа». И чем больше опыт у соискателя, тем для него важнее, чтобы зарплата была полностью официальной.
Среди главных плюсов «белой» зарплаты соискатели, считающие это важным, выделяют в первую очередь оплачиваемые больничные и декретный отпуск, а также правовую гарантию своевременных выплат зарплаты.
Тем не менее, 75% соискателей из Кемеровской области, несмотря на важность «белой» зарплаты, готовы согласиться на «серую» или «чёрную» схему оплаты труда, если величина зарплаты будет гораздо больше их текущей. 22% согласятся на такое предложение, если оно будет от «компании-мечты», 28% — при предоставлении привлекательных условий в виде гибкого графика, дополнительного отпуска и т. п. Каждого третьего (38%) подкупят перспективы карьерного роста или руководящая должность (13%). Только 10% ни в коем случае не устроят другие схемы оплаты труда, кроме официальной.